23 декабря 2011 г.

Балканский конспект, § 5. Белград, 28 июля

Вечереет. Я выхожу на улицу князя Михаила. На небе — белые облака, переходящие в грозовые тучи. На вывесках — кириллица, переходящая в латиницу. Незаметно, волной накатывает странная, тревожная, балканская тишина. Все голоса, все звуки приглушены, словно кто-то под горой, у Дуная, нажал огромную левую педаль.

Какие-то активисты собирают подписи за освобождение Шешеля и призывают голосовать за Радикальную партию. „Jа нисам српски држављанин“. Узнав, что я русский, они начинают наперебой что-то говорить. Как будто в моём лице просят Великую Россию вступиться за страдающий под натовским сапогом сербский народ. То есть — развязать войну с Западом.

Кто-то спрашивает у меня дорогу; я коротко отвечаю: „Тамо“, куда-то указывая рукой.

На углу — девочка со скрипкой и мальчик с гармошкой. Мотив знакомый — это „Тамо далеко“. Вот откуда-то из памяти всплывают и слова:

...О зар jе морала доћ,
Та црна несрећна ноћ,
Када си драгане моj
Отишао у крвави боj.

Должно быть, вот так же тихо было и пред почетком светског рата. Мне становится как-то не по себе. Я молча кладу в шляпу сто динаров и быстрым шагом заворачиваю в переулок, к гостинице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога